Контратака - это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата.
Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление защитников в ситуациях 1 - 1, 2-1, 3-2, 4-3, 5--4 и при численном равенстве.
Моя идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока - слева и справа от него, на 4-5 м впереди.
Контратака возможна при следующих ситуациях: 1) при перехвате мяча; 2) при взятии отскока на своем щите; 3) после пробивания соперником штрафных бросков; 4) после выигрыша спорного мяча; 5) после того как сопернику удается забить мяч.
Наилучший исход быстрого прорыва - взятие кольца соперника при численном преимуществе, при реализации ситуаций в численном равенстве: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже построила свои оборонительные порядки.
В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха: 1) начало быстрого прорыва - подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт; 2) средняя стадия развития атаки - переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед; 3) завершение атаки - передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.
Время проведения "отрепетированного быстрого прорыва" зависит от скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Сборная СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 с. Думаю, что схемы ее тактических построений предоставят большие возможности для творчества тренеров, работающих с любыми командами.
Игра в сборной СССР таких мощных и высоких центровых, как А. Сабонис и В. Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку. Схема 61
Центровой #5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв #2.
Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих, играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все поле. Естественно, такая система контратаки требует особой согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в тренировочном процессе. Схема 62
Развитие быстрой контратаки через середину поля.
Игроки #5, #4, #3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку #2, который передает мяч игроку #1. Игрок #1 устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки # 2 и #3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с #1 и завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное преимущество.
Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие вступает второй эшелон - центровые игроки #4 и #5. Они, каждый по своей стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч. Схема 63
Развитие быстрого прорыва по боковой линии.
В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас игроку #2, который открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с центральной игрок #1 получает пас от игрока #2, затем передает его игроку #4, который рвется вперед по левому краю. У игрока #4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку #5 или #3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку #2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.
Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне. Схема 64
Развитие быстрого прорыва после штрафного броска в наше кольцо.
Если игрок #4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игроку #1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок #2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки #5 и #3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковый линий, игрок #4 обгоняет его справа, а игрок #2 остается чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока #2 есть четыре варианта для выбора направления атаки. Схема 65
Та же схема, что и в предыдущем случае, но после подбора мяча, отскочившего после броска с игры, или после того, как мяч вводится из-за лицевой линии. Схема 66
Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спорного мяча в центральном круге или на линии штрафного броска на нашей половине поля.
Игрок #5 делает скидку на игрока #4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Пой-мав мяч, #4 делает пас вперед игроку #1, который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока #3. Игроки #2 и #4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока. Схема 67
Та же схема, но теперь игрок #4 ставит заслон игроку #2, который, получив мяч от игрока #3, устремляется вперед.
Простейший способ завершения контратаки - это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как указано на схемах 61-67. Однако при развитии контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на Схема 68, взаимодействием типа тройки (Схема 69), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (Схема 70).
Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Вот почему быстрое или безостановочное нападение после контратаки ("транзишн гейм") все чаще используется в тактике лучших команд мира. Приведу пример такого нападения в сборной СССР. Схема 71
Быстрый прорыв не удалось завершить ни игрокам первого эшелона атаки #2 и #3, ни второго эшелона #4 и #5. Они, каждый на своей стороне, ставят заслоны выходящим в поле #3 и #2 для броска со средней или дальней дистанции, а после этого идут к щиту для получения мяча в трехсекундной зоне сходу или для борьбы на щите, после броска одного из игроков #2 или #3. Варианты безостановочного нападения могут быть самыми различными. Это может быть двойной или тройной заслон для снайпера команды, выход в трехсекундную зону крайнего нападающего или центрового после получения заслона. Все зависит от особенностей и возможностей игрока, для которого делается комбинация. Схема 72
Двойной заслон Марчюленису (#2) для атаки левой рукой из области штрафного броска.
Игроки #4 (Волков) и #3 (Тихоненко) одновременно ставят два заслона для игрока #2 (Марчюле-ниса). #2 врывается на линию штрафного броска, где получает мяч от игрока #1 (Сокка)."У Марчюлениса появляются возможности для продолжения атаки: а) получение мяча в движении и проход под щит; б) получение мяча с остановкой и бросок по кольцу; в) передача мяча игроку #5 (Сабонису) в случае, если происходит переключение защитников.
Игроки #4 и #2 после постановки заслона идут под щит для борьбы за отскок.
Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной выгоды.
Все используемые аудиовизуальные материалы, размещенные на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. Эти материалы предназначены только для ознакомления - для прочих целей Вы должны купить лицензионную запись.
Если Вы оставляете у себя в каком-либо виде эти аудиовизуальные материалы, но не приобретаете соответствующую лицензионную запись - Вы нарушаете законы об Интеллектуальной собственности и Авторском праве, что может повлечь за собой преследование по соответствующим статьям существующего законодательства.